Захоронение по правилам иудаизма

Иудаизм рассматривает смерть не как конец жизни, а как переход души человека от материального мира к миру духовному, миру абсолютного добра. И иудейские похороны воспринимаются как ритуал, помогающий душе умершего возвыситься, а его родным – пережить боль утраты. Оттого иудейские траурные традиции весьма самобытны, в них заложено великое таинство очищения и успокоения души. У каждой еврейской общины существуют свои, особые похоронные ритуалы, но основные традиции и обряд погребения для иудеев со всего мира остаются едиными.
Как правило, процедуры, связанные с организацией похорон, поручают еврейскому погребальному братству или профессиональной ритуальной службе. Чтобы в дни траура семью покойного сопровождал квалифицированный специалист, знающий тонкости похоронного процесса, готовый решить все организационные моменты и в любое время проконсультировать по возникающим вопросам. Услуги такого сотрудника предлагает ритуальная служба «Кедр».
Подготовка к погребению
Традиционно похороны у евреев проходят либо в день смерти человека, либо на следующий за ним. В исключительных случаях погребение проводится и позднее, например если самый близкий человек покойного не успевает на похороны вовремя. Также для определения подходящего дня для похорон важно учитывать, что по иудейским правилам тело нельзя предавать земле в субботу и в еврейские праздники (Йом Тов).
Подготовка к погребению начинается сразу же, как только наступает смерть. Близкие закрывают покойному глаза и рот, у изголовья его кровати зажигают свечи, всем присутствующие читают еврейскую молитву «Шма», надорвав свою одежду в знак траура. С момента остановки дыхания и до погребения рядом с телом усопшего всегда находится кто-то из членов его семьи либо другой взрослый еврей.
Почившего не принято выставлять на всеобщее обозрение, также следует избежать прикосновений к телу без надобности. В помещении, где лежит умерший, запрещено принимать пищу, пить и курить. Подготовка тела к погребению включает два важнейших этапа: омовение и облачение.
Очищение и омовение
Тело усопшего обязательно очищают и омывают, используя не менее 20 литров воды комнатной температуры. К процедуре омовения допускаются только евреи одного пола с покойным. Перед очищением тела необходимо заранее приготовить похоронное одеяние, и только после этого приступать к ритуалу. Омывая тело, совершающие обряд ведут себя с максимальным уважением к умершему, не говорят на сторонние темы.
Облачение
Одеяние (тахрихим) представляет собой простые белые погребальные принадлежности, обычно сделанные изо льна. Как правило, тело облачают в саван, имеющий вид длинного отреза ткани, также допускается использование чистой повседневной одежды умершего. Облачение должно быть закрытым, не иметь карманов и отличаться максимальной простотой, чтобы не указывать на классовые и социальные различия иудеев. Обувь на покойного не надевают.
Погребение иудеев позволяет проводить стандартные косметические процедуры над почившим, но любые варианты изменения тела (вскрытие, бальзамирование и кремация) находятся под запретом. Считается, что тело должно быть предано земле в целости, исключения возможны лишь в особых случаях.
Как проходят похороны по правилам иудаизма
Когда подготовительные обряды завершаются, омытое и облаченное тело умершего еврея кладут в гроб. Ящик выбирают деревянный, в его днище выбивают одну из досок либо просверливают отверстие, позволяющее не отделять тело от земли при погребении. Гроб имеет предельно скромное оформление, без похоронных принадлежностей внутри. К телу в гроб ничего не подкладывают, в том числе и траурные букеты. Ящик закрывают незамедлительно, чтобы не оскорбить памяти умершего.
Гроб с телом выносят из дома ногами вперед, следующие за ним люди идут колонной, расположившись по степени родства с усопшим. Близким умершего полагается совершать криа – ритуальное надрывание одежды, символизирующее отчаяние и горечь потери. Традиционно криа происходит в момент известия о кончине, но во многих общинах также надрывают одежду непосредственно на похоронах.
Во время иудейских похорон на кладбище принято произносить псалмы царя Давида (Теилим) и не допускают посторонних разговоров – это будет расценено как неуважительное отношение к умершему и его скорбящим близким. При оплакивании покойного еврея следует вспоминать его добрые дела и заслуги, но категорически нельзя приписывать человеку то, чего он не совершал – как хорошего, так и плохого. После помещения гроба в могилу прощающиеся родные и близкие обычно принимают участие в закапывании – присыпают ящик землей с общей лопаты, которую не передают друг другу в руки, а втыкают в землю каждый раз. Когда сформирован могильный холм, оглашают молитвы «Кадиш» и «Цидук а-дин». По завершении похоронного обряда присутствующие выстраиваются двумя рядами и образуют коридор, в который пропускают родственников покойного, выражая им соболезнования и утешая их. Кладбище покидают, обмывая руки в специальной чаше и не вытирая их.
Кладбища и надгробия
О том, как хоронят иудеев, знают многие конфессии. Иудейские традиции требуют погребения тела на еврейском кладбище или на его еврейской части. Таких некрополей в Москве действует шесть, включая Востряковское Южное кладбище.
В качестве надгробия на иудейских могилах устанавливают плоские камни (маццева). Надгробный камень должен содержать имя и годы жизни усопшего (в случае подзахоронения на действующую могилу при отсутствии других мест – на памятнике следует указать имена обоих покойных), также допускаются эпитафии на иврите. При желании надгробие может быть украшено традиционной символикой – звездой Давида или семирожковым подсвечником (менорой). Роскошные памятники на иудейской могиле не одобряются.
Поминальный обед
По иудейским традициям поминки с торжественным застольем не проводятся. Вместо этого совершается «трапеза утешения», когда соседи и друзья скорбящих родственников проявляют заботу о пребывающих в трауре и сами приносят в дом усопшего приготовленный обед. Трапеза состоит из простых продуктов, например крутых яиц, вареных бобов, хлеба. Обычно для трапезы выбирают продукты круглой, замкнутой формы, символизирующие скорбное душевное состояние и закрытость скорбящих, которые со временем должны пройти.
В «трапезе утешения» принимают участие только близкие родственники умершего еврея, находящиеся в трауре, – то есть его дети, родители, супруг(а), братья и сестры.
Траур
Как проходят иудейские похороны, сразу начинается отсчет семи дней скорби (шив-а). В это время пребывающие в трауре не покидают дом во все дни, кроме субботы, не ходят на работу, не веселятся, не проводят стирку, не носят новую одежду, не моются, не бреют бороду, не делают стрижку. Также на время шив-ы принято занавешивать в доме почившего все зеркала и картины.
После шив-ы траур длится еще 23 дня и называется шлолим. В этот период ограничений становится меньше, но все еще под запретом остаются купание, косметические процедуры, ношение выстиранной и глаженой одежды. Также носящий траур должен избегать торжеств, застолий и развлечений.
Согласно иудейским заповедям, принято утешать скорбящего, соблюдающего траур, совершив «визит соболезнования». Во время посещения скорбящего у него дома следует вести себя предельно тактично. Если визит пришелся на период шив-ы, в дом заходят молча, не стуча и не звоня в дверной звонок. Начинать разговор должен человек в трауре, остальные только его поддерживают, избегая оживленных бесед. Во время разговора желательно сказать ободряющие слова скорбящему и выразить свое уважение усопшему.

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ "РИТУАЛ-КЕДР" КРУГЛОСУТОЧНО +7 (495) 476-57-47

Наши специалисты выполнят эту работу на высочайшем уровне и по приемлемым ценам.